-->

Купаловский театр собирались снести

0

В рубрике «Городские истории» мы рассказываем о знаковых местах белорусских городов. Сегодня – история здания Купаловского театра [фото].


С конца XIX века театр не раз перестраивался, горел, в нем взрывали бомбу, его хотели снести, но он пережил все катаклизмы и устоял, рассказывает kp.by.

1. Городской театр строили на окраине

 Решение о строительстве театра было принято в конце XIX века.

Минск всегда имел театральную жизнь, — рассказывает искусствовед Сергей Харевский. – Спектакли показывали в Летнем театре при Ратуше. А первым минским стационарных театром считается тот, где была поставлена первая национальная опера «Сялянка» Монюшко. Он располагался на месте сегодняшней гостиницы «Европа». Но тот зал не отвечал статусу губернского города, поэтому было принято решение о строительстве театра.

На строительство были выделены деньги из местной казны, но большую часть собрали сами горожане. Строили театр по проекту польского архитектора Кароля Козловского. Почему польского? В Минске в то время среди аристократии преобладали полонофильские настроения. А Козловский был известным архитектором, который построил, в том числе, и Варшавскую филармонию.

По поводу места для будущего театра возникли споры.

— Против была православная церковь — театр считался не православной традицией, а там, где сегодня находится Дом офицеров, стояли Архиерейский дворец и Покровская церковь, — рассказывает Сергей Харевский. – Поэтому театр и развернули к ним служебным входом.

Кроме того, это место считалось окраиной — Подгорная улица (теперь Карла Маркса) как раз здесь и заканчивалась. Район этот называли Новым местом.

Тем не менее, театр решили строить именно здесь. На торжественную закладку театра в 1888 году приехали члены царской семьи – великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна. Брошенные ими на фундамент золотые монеты и сейчас вмурованы в основание театра.

Так выглядел театр на старинных открытках.

Так выглядел театр на старинных открытках.

Всего через два года театр был готов. Расписывали его лучшие художники, а технически он был сделан по последнему слову тогдашней науки. К примеру, пол зрительного зала мог подниматься до уровня сцены, чтобы устраивать балы. Механизм этот и сегодня скрыт под сценой театра, но реанимировать его уже нереально.

А вот своей труппы здесь не было. Выступали московские, петербургские, украинские артисты, на эту сцену выходила Комиссаржевская. В начале ХХ века появилась своя труппа Беляева, которая ставила новаторские постановки — от Метерлинка до «Балаганчика» Блока.

2. БНР родом из Купаловского?

В начале декабря 1917 года в городском театре неделю шел Первый всебелорусский конгресс, на который собрались почти две тысячи делегатов от всех губерний, партий, национальностей, религиозных общин. Среди делегатов – видные политики и общественные деятели: от будущего министра БНР и создателя академии наук Аркадя Смолича до одного из основателей «Нашай нівы» Александра Власова и младшего брата Якуба Коласа Михася Мицкевича.

В 30-х годах прошлого века перед театром стоял памятник Карлу Марксу.

В 30-х годах прошлого века перед театром стоял памятник Карлу Марксу.

Именно на этом конгрессе впервые заговорили о праве белорусского народа на независимость. Фактически он стал началом белорусской государственности. В ночь с 17 на 18 декабря съезд был разогнан большевиками, чудом никто не погиб. Но выбранная рада продолжила работу, которая завершилась объявлением БНР.

С 1920 году в здании городского театра был создан БДТ-1 — Беларускі дзяржаўны тэатр. Купаловским его стали называть уже после войны.

В 30-е годы перед театром стоял памятник Карлу Марксу, а в полукруглых нишах на фасаде театра вместо бюстов Гоголя и Пушкина установили бюсты Купалы и Коласа.

3. Неудачное покушение на Кубэ

Во время оккупации театр работал, играли в нем артисты БДТ и оперного театра, которые не смогли эвакуироваться из города.

В 1943 году партизаны устроили взрыв на вечернем спектакле, на который должен был прийти Вильгельм Кубэ. Но гауляйтер Беларуси побывал на утреннем спектакле. А во время вечернего взрыва погибли несколько десятков человек, в том числе и сын поэтессы Натальи Арсеньевой.

Во время оккупации здесь шли спектакли.

Во время оккупации здесь шли спектакли.

4. Убрать и сквер, и театр

Пятьдесят лет Купаловский театр выглядел именно так. Реконструкцию театра делали в 1957-58 годах — он требовал дополнительных площадей, поэтому и были достроены боковые крылья. Но был утрачен исторический фасад.

В 70-х годах появились планы постройки будущего Дворца республики. Планы были невероятные – чтобы открыть пространство между зданием ЦК КПБ (теперь Администрация президента) и дворцом, решили пожертвовать и Александровским сквером, и театром! Зато получили бы гигантскую площадь, которая могла переплюнуть Красную. Купаловцы вспоминали, что по одному из проектов новое здание театра собирались построить в парке Горького на горке, где сейчас колесо обозрения.

— Тогда отбились тем, что вспомнили — в 1942 году именно в этом сквере повесили секретаря подпольного горкома партии Исая Козинца и еще нескольких подпольщиков, — рассказывает Харевский.

В конце 80-х эта тема снова возникла. Тогда клуб молодежи «Талака» во главе с Сержуком Витушко устраивал пикеты, писал письма и в ЦК партии, и в комсомол. В итоге молодежь добилась слушаний в главном управлении по архитектуре.

— Архитекторы Дворца республики обвиняли, что мы хотим туалет у театра сохранить. А по их проекту правительственные трибуны перенесли бы к ЦК, и тогда было бы видно, что дворец совсем небольшой, — вспоминает Сергей Харевский.

В сентябре 1990 года вышло постановление Совмина БССР, посвященное Купаловскому. В первом пункте говорилось, как надо праздновать 70-летие театра. А второй гласил: «…осуществить в 1996-2000 г.г. строительство в Минске здания Белорусского государственного академического театра им. Я. Купалы. Мингорисполкому в первом полугодии 1991 г. определить в центральной части города место для его размещения».

Но в 91-м было уже не до строительства нового театра. Да и сам Дворец республики превратился в долгострой.

5. Вернуть исторический вид и… пристроить стекляшку

В конце 2000-х театр ждал очередной ремонт. На этот раз ему решили вернуть исторический фасад и придумывали, как же решить проблему нехватки площадей. Предложения были самые невероятные, в том числе и пристройки из стекла и бетона. К счастью, обошлись малой кровью. Теперь театр выглядит почти так же, как на открытках начала ХХ века. Но главное, он по-прежнему любим минчанами. Ведь это одно из немногих мест в городе, которое осталось почти неизменным с конца позапрошлого века.

Один из невероятных проектов пристройки к театру, которые обсуждали перед последним ремонтом.

Один из невероятных проектов пристройки к театру, которые обсуждали перед последним ремонтом.


Надежда БЕЛОХВОСТИК.

Прокомментировать